Долговечность
Сокращение расходов
Эргономические свойства
Эстетические свойства
Комплекс правил и мероприятий
Политика качества
Контроль соблюдения стандартов
Нарушение стандартов
Дефекты деталей машин и методы их выявления
Классификация в машиностроении
Производственные дефекты
Дефекты обработки давлением
Дефекты при нанесении покрытий
Усталость металла
Методы разрушающего контроля
Коэффициент упругости
Испытания на сжатие
Параметры жаропрочности
Твердость материалов
Метод Бринелля
Испытуемое изделие
Метод глубокой вытяжки
Методы неразрушающего контроля
Методы капиллярного неразрушающего контроля
Люминесцентный метод контроля
Переносные дефектоскопы
Магнитопорошковый метод
Магнитографический метод
Электромагнитное поле вихревых токов
Вихре токовый контроль
Метод ультразвукового неразрушающего контроля
Ультразвуковые преобразователи
Эхо импульсный метод контроля
Другие виды неразрушающего контроля
Контроль и испытания машин на заводе
ОТК завода
Инспекторская группа ОТК
Измерения в практике машиностроения
Конструкция микрометрических инструментов
Автоматизация контроля в машиностроении
Многопредельные датчики
Пневматический контактный преобразователь
Пьезоэлектрические преобразователи
Создание ГПС
Контроль за состоянием инструмента
Испытания машин
Испытания станков на холостом ходу
Качество сборки
Испытание станков на надежность

Производственные дефекты

Производственные дефекты, возникающие из-за нарушения или несовершенства технологических процессов, контролируют и выявляют, как правило, на том этапе производства, когда их возникновение всего вероятнее. Чем дальше от места возникновения обнаруживается производственный дефект, тем дороже он обходится машиностроителям. Приведем пример. В корпусе редуктора пристаночного робота (отливка из алюминиевого сплава) имеется один или несколько литейных дефектов. При обнаружении в литейном цехе эти дефекты были бы либо устранены, либо отливку забраковали бы и отправили на переплавку. В этом случае потери оказались бы минимальными. Но в результате плохого контроля отливка не была своевременно забракована. Ее отправили в механический цех завода вместе с качественными литыми заготовками и обработали. Дефекты и здесь не были обнаружены. При обнаружении дефектов литья в процессе механической обработки либо тотчас же после нее потери несколько большие, чем при забраковке заготовки в литейном цехе. Ведь в сумму потерь теперь войдет и стоимость станочной обработки. Совершенно ясно, что чем дальше от литейного цеха, тем дороже обойдется заводу брак. К сожалению, иногда случается так, что на заводе-изготовителе дефекты корпуса редуктора вообще не обнаруживают. И в этом случае завод не имеет никаких потерь. Однако продолжается это до определенного времени. Готовый робот (с дефектным корпусом редуктора) попадет к потребителю. Его установят в робототехнический комплекс (РТК), где он станет обслуживать станок-автомат. Здесь в процессе эксплуатации не выявленные вовремя литейные дефекты «отомстят» производственникам. Из-за дефектов, ослабляющих конструкцию, редуктор под рабочими нагрузками может разрушиться либо потечет — словом, утратит работоспособное состояние. Результат? Робот выходит из строя. РТК прекращает работу. Производственное задание цеха срывается. Ремонт превращается в серьезную проблему: ведь запасных корпусов редукторов ни один завод не поставляет. Потери исчисляются в десятках тысяч рублей (при стоимости корпуса редуктора 50—80 руб.).
А если дефекты пропущены не в корпусе редуктора, а в оси автомобиля, в роторе турбины, в деталях авиационных двигателей? Тогда неминуемы аварии, возможна гибель людей...
Итак, познакомимся с типичными дефектами на основных переделах машиностроительного производства, где их следует обязательно обнаруживать и предупреждать, чтобы не допустить дефектные детали на сборку.
 В общем виде основные переделы машиностроительного производства включают в себя:
 литье — изготовление заготовок деталей машин или изделий из жидкого материала (металлы, их сплавы, пластмассы) путем заполнения этим материалом полостей заданных форм и размеров с последующим затвердеванием материала; обработка давлением — пластическое деформирование и разделение материала; к этому виду обработки относят ковку, штамповку и др.;
обработка резанием — образование новых поверхностей отделением поверхностных слоев материала (стружки); это точение, фрезерование, шлифование, хонингование и т. п.;
термическая обработка — изменение структуры и свойств материала заготовок вследствие тепловых воздействий (закалка, отжиг, нормализация и др.);
образование неразъемных соединений — все виды сварки, клепка, склеивание;
нанесение покрытий — образование на заготовке поверхностного слоя из инородного материала (окрашивание, анодирование, оксидирование, металлизация и т. п.).
 Далее рассмотрим типичные дефекты, сопровождающие каждый из основных переделов машиностроения.
Дефекты литья: отклонение химического состава металла от заданного вследствие нарушения состава шихты (нормы вклада компонентов) или режима плавки; следствие — отклонение от заданных стандартом физико-механических свойств отливки, что может привести к преждевременному разрушению, износу изготовленной из нее детали; ликвация — несоответствие химического состава заданному в некоторых зонах отливки; в месте ликвации механические характеристики металла отливки могут быть пониженными;
 газовые поры — оставшиеся после кристаллизации (затвердевания) внутри отливки или в ее поверхностном слое растворенные в жидком металле газы; они имеют форму округлых пузырьков и гладкую поверхность; появляются в результате плохой газопроницаемости литейных формовочных смесей, плохой вентиляции формы, неудовлетворительного качества металла и высокой температуры его заливки, т. е. в результате нарушений технологии; газовые поры на точных рабочих поверхностях деталей машин и станков недопустимы;
 усадочные раковины — пустоты, образующиеся в отливке из-за нарушения правильности усадки металла при ее охлаждении, вследствие нарушения равномерности охлаждения или нехватки металла в процессе затвердевания; обычно усадочные раковины располагаются в верхней части отливок; если место отливки, где расположены усадочные раковины, можно удалить без вреда для заготовки детали, то это делают в литейном цехе, в остальных случаях отливку бракуют; спаи или не слитны — места отслоений металла отливок; появляются в результате нарушения технологического процесса заливки металла в форму; это серьезное повреждение заготовки; незамеченный спай может резко ухудшить механические свойства детали, прежде всего — ее прочность;
 горячие трещины — несплошности внутри отливки либо с выходом на поверхность; внутренние поверхности горячих трещин обычно окислены; они образуются в момент кристаллизации металла в местах перехода от толстых сечений отливок к тонким; причины появления горячих трещин — неправильная конструкция отливок (конструктивный дефект), высокая температура заливаемого металла, неравномерное охлаждение отливки и другие нарушения технологии литья; холодные трещины — несплошности, возникающие при более низких температурах затвердевания отливки; их поверхность не имеет окисления и напоминает свежий излом; появляются в результате резкого изменения температуры отливок (выбросили на мороз) и от ударов, возникающих при бросании горячих отливок, при их обрубке.




 
Яндекс.Метрика