Долговечность
Сокращение расходов
Эргономические свойства
Эстетические свойства
Комплекс правил и мероприятий
Политика качества
Контроль соблюдения стандартов
Нарушение стандартов
Дефекты деталей машин и методы их выявления
Классификация в машиностроении
Производственные дефекты
Дефекты обработки давлением
Дефекты при нанесении покрытий
Усталость металла
Методы разрушающего контроля
Коэффициент упругости
Испытания на сжатие
Параметры жаропрочности
Твердость материалов
Метод Бринелля
Испытуемое изделие
Метод глубокой вытяжки
Методы неразрушающего контроля
Методы капиллярного неразрушающего контроля
Люминесцентный метод контроля
Переносные дефектоскопы
Магнитопорошковый метод
Магнитографический метод
Электромагнитное поле вихревых токов
Вихре токовый контроль
Метод ультразвукового неразрушающего контроля
Ультразвуковые преобразователи
Эхо импульсный метод контроля
Другие виды неразрушающего контроля
Контроль и испытания машин на заводе
ОТК завода
Инспекторская группа ОТК
Измерения в практике машиностроения
Конструкция микрометрических инструментов
Автоматизация контроля в машиностроении
Многопредельные датчики
Пневматический контактный преобразователь
Пьезоэлектрические преобразователи
Создание ГПС
Контроль за состоянием инструмента
Испытания машин
Испытания станков на холостом ходу
Качество сборки
Испытание станков на надежность

Усталость металла

Усталостное — изнашивание поверхности трения или ее отдельных участков при деформировании, приводящем к возникновению трещин и отделению частиц материала детали. Возникает при трении без смазочного материала, а при наличии смазочного материала — при давлениях, превышающих предел текучести материала поверхностных слоев. Мы все обращали внимание на поверхность трамвайных или железнодорожных рельсов с характерными следами усталостного изнашивания. Когда достигает значений, установленных нормами безопасности, рельсы заменяют. Причины, вызывающие усталостное изнашивание материала: микропластические деформации сжатия, упрочнения и разупрочнения поверхностных слоев, возникновение остаточных напряжений и особые явления усталости материала.
 Изнашивание при заедании — происходит в результате схватывания, глубинного вырывания металла, переноса его с одной поверхности трения на другую. Повреждения поверхностей деталей, характерные для изнашивания схватыванием, имеют большое распространение. Из существующих видов изнашивания этот вид является самым нежелательным, так как сопрягаемые детали разрушаются интенсивно, в ряде случаев — моментально, причем частицы металла отделяются с одной поверхности трения и налипают на сопряженную, причем в дальнейшем они действуют как абразив.
 Тепловое изнашивание — возникает при трении скольжения с большими скоростями относительного перемещения поверхностей трения, большими давлениями, вызывающими интенсивное увеличение температуры в поверхностных слоях сопряженных деталей, работающих без смазочного материала или при недостаточном его количестве. Физика теплового изнашивания проста: при трении происходит мгновенный нагрев тонких поверхностных слоев металла. Температура поверхностей фактического контакта достигает 900° С, максимальная же может достичь и температуры плавления металла. В машиностроении тепловому изнашиванию подвержены детали передач зацеплением, подшипники скольжения, детали кривошипно-шатунных механизмов и т. д. при прекращении подачи смазочного материала к узлам трения.
Одними из наиболее распространенных видов дефектов эксплуатационного периода машин являются дефекты, вызванные коррозией.
Коррозия деталей машин происходит в результате их химического или электрического взаимодействия с внешней средой. Различают коррозию атмосферную, газовую, контактную, под напряжением в не электролитах и в электролитах. Характер коррозионных разрушений (поражений) показан на рис. 2. В верхнем ряду изображены сплошные коррозионные поражения: 1 — равномерная коррозия; 2 — неравномерная; 3 — структурно-избирательная. Во втором и третьем рядах показаны разновидности местной коррозии: 4 — пятнами; 5 — язвами; 6 — точками; 7 — под поверхностная; 8 — межкристаллитная и 9 — транскристаллитная коррозия.
Детали, соприкасающиеся с атмосферой, подвергаются атмосферной коррозии под действием влаги (дождь, снег), а также различных окислов и солей, содержащихся в воздухе, особенно около больших городов и в приморских районах. Резкие перепады температуры также способствуют коррозии, так как сопровождаются конденсацией влаги.
 Коррозия под влиянием газовой среды при высоких температурах обусловлена взаимодействием металла с продуктами сгорания топлива. Этому виду коррозии в процессе эксплуатации подвержены детали энергетических машин. Под влиянием испарения и брызг электролитов значительно корродируется оборудование гальванических линий. Сроки службы дорогостоящего гальванического оборудования значительно ниже, чем машин и оборудования обычных цехов.
 Дефекты, вызванные усталостью.
Усталость — процесс постепенного накопления повреждений материала под действием повторно-переменных нагрузок, приводящий к снижению долговечности, разрушению материала деталей машин, сборочных единиц. Процессы развития усталости ведут к тому, что в наиболее слабом месте детали или конструкции возникают микротрещины, развивающиеся в дальнейшем в усталостные, которые вызывают внезапное разрушение детали без видимых предварительных пластических деформаций. Легко представить себе, каким значительным нагрузкам подвергается металл, например, в местах соединения крыльев самолетов с корпусом фюзеляжем. Наступление усталостных разрушений здесь должно строго контролироваться, а срок службы — строго регламентироваться. Эксплуатация пассажирских самолетов сверх назначенного ресурса может привести к разрушению прямо в воздухе. Таков эффект усталостного разрушения. Сильное влияние на снижение выносливости деталей оказывают резкие смены температуры (термическая усталость), так как при этом в поверхностных слоях детали периодически возникают напряжения сжатия и растяжения. Термическая усталость проявляется в деталях горячего тракта энергетических машин. Заметно снижает предел выносливости деталей машин коррозия. При одновременном воздействии коррозии и переменных нагружений возникает так называемая коррозионная усталость, которая вызывает разрушение детали при значительно меньшем напряжении, чем позволяет истинный предел выносливости материала детали.
Усталостное разрушение приводит к появлению усталостного излома. В завершающей стадии разрушения трещина увеличивается до критических размеров и оставшегося сечения недостаточно, чтобы сопротивляться действующим нагрузкам. Это явление можно наблюдать, отламывая кусочек проволоки или металлической полоски, перегибая металл в руках. При этом сначала образуется трещинка, а затем — излом.
 На этом, пожалуй, можно закончить описание основных видов дефектов в виде несплошностей, трещин, задиров и т. д. Форма, размеры, расположение этих дефектов относительно рабочих поверхностей деталей машин, относительно конструктивных элементов, определяющих прочность и долговечность деталей, должны обязательно выявляться на соответствующих стадиях жизненного цикла машин или соответствующих этапах производства деталей и заготовок.
 Назовем еще две большие группы дефектов: отклонения формы и размеров деталей машин от допускаемых, наиболее часто встречающиеся на этапе производства при механической обработке заготовок; дефекты сборочного производства, возникающие из-за некачественной сборки и регулировки сборочных единиц и изделий, из-за пропуска на сборочные операции деталей с дефектами, названными ранее.




 
Яндекс.Метрика