Долговечность
Сокращение расходов
Эргономические свойства
Эстетические свойства
Комплекс правил и мероприятий
Политика качества
Контроль соблюдения стандартов
Нарушение стандартов
Дефекты деталей машин и методы их выявления
Классификация в машиностроении
Производственные дефекты
Дефекты обработки давлением
Дефекты при нанесении покрытий
Усталость металла
Методы разрушающего контроля
Коэффициент упругости
Испытания на сжатие
Параметры жаропрочности
Твердость материалов
Метод Бринелля
Испытуемое изделие
Метод глубокой вытяжки
Методы неразрушающего контроля
Методы капиллярного неразрушающего контроля
Люминесцентный метод контроля
Переносные дефектоскопы
Магнитопорошковый метод
Магнитографический метод
Электромагнитное поле вихревых токов
Вихре токовый контроль
Метод ультразвукового неразрушающего контроля
Ультразвуковые преобразователи
Эхо импульсный метод контроля
Другие виды неразрушающего контроля
Контроль и испытания машин на заводе
ОТК завода
Инспекторская группа ОТК
Измерения в практике машиностроения
Конструкция микрометрических инструментов
Автоматизация контроля в машиностроении
Многопредельные датчики
Пневматический контактный преобразователь
Пьезоэлектрические преобразователи
Создание ГПС
Контроль за состоянием инструмента
Испытания машин
Испытания станков на холостом ходу
Качество сборки
Испытание станков на надежность

Комплекс правил и мероприятий

Сегодня Япония является лидером по основным статьям мирового экспорта. Это станки, оптический инструмент, радиоаппаратура; фотоаппараты, суда, легковые и грузовые автомобили, телевизоры, видеомагнитофоны, часы, шины, ткани из искусственных волокон, стальной лист и др. Если представить весь цикл формирования качества продукции в виде пирамиды, вершину которой составляют научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, а основание — эксплуатация и потребление, то принимаемые ранее меры по повышению качества касались в основном средней части пирамиды, а именно сферы производства. Внимание специалистов сосредотачивалось на вопросах управления процессом производства и совершенствования контроля качества. В современной мировой практике управления промышленным производством эта тенденция ослабевает. Центр тяжести переносится на этап организации и подготовки производства. Все больше внимания уделяется контролю качества на этапе научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок. При этом специалисты справедливо полагают, что гарантировать качество может только система мероприятий, обеспечивающих его на протяжении всего жизненного цикла продукции. Значительным этапом на пути повышения качества отечественной продукции явилась разработанная и внедренная на большинстве промышленных предприятий нашей страны комплексная система управления качеством продукции — КС УКП. Эта система, в которой качество продукции рассматривается как объект управления, на протяжении двух десятилетий совершенствовалась. Она дала положительные результаты в повышении качества продукции, но кардинального повышения качества продукции КС УКП не обеспечила, так как ее действие реализовалось прежде всего в сфере производства, затрагивая научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в большей мере в плане теоретическом.
 Что такое КС УКП? Фактически это комплекс правил и мероприятий, установленных на уровне отдельного предприятия (отрасли промышленности, региона, народного хозяйства), направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции при ее создании и использовании. При этом имеется в виду, что объекты управления и органы управления взаимосвязаны и взаимодействуют, что при наличии средств и методов управления придает всему комплексу системный характер.
 Как работает подобная система, можно хорошо себе представить на следующем примере. Предположим, что нашей большой системой является... телевизор. Его подсистемы и элементы: антенны, блоки, трансформаторы, конденсаторы, резисторы и транзисторы и т. п. Они между собой взаимосвязаны (в прямом смысле спаяны, свинчены, скреплены механически). Продукцией нашей системы — телевизора является изображение правильной окружности на экране. И вот мы включаем телевизор. Взаимосвязанные подсистемы и элементы начинают взаимодействовать. В результате на экране возникает правильная окружность. Колебания напряжения в сети, размытость сигнала в определенных пределах моментально компенсируются элементами системы. Несмотря на колебания внешних параметров, изображение по-прежнему устойчиво. Однако падение напряжения достигает предельных значений и картинка портится. Резервы системы исчерпаны, что тотчас же сказывается на качестве изображения.
 А вот другая система — машиностроительный завод. Его подсистемы и элементы — это производственные цехи, участки, отделы, специалисты. Они взаимосвязаны организационной структурой предприятия. Все знают, кто кому подчинен, кто, что и когда должен выполнять, т. е. функции всех подсистем и элементов строго определены. Продукция требуемого качества системы «завод» — то же, что правильная окружность для системы «телевизор» из предыдущего примера. Приказ о выполнении производственной программы для системы «завод» равносилен включению в сеть системы «телевизор». Подсистемы и элементы завода начинают взаимодействовать. Все идет прекрасно — продукция соответствует требованиям потребителей (на экране правильная и четкая окружность). Но вот своевременно не поданы в цеха металл и некоторые комплектующие изделия. Ритмичность работы нарушается. Уже нет времени на соблюдение всех технологических регламентов, контрольных операций. Однако некоторое время уровень качества продукции еще остается приемлемым. Работают внутренние резервы как материальные, так и моральные. Люди стараются поддержать честь заводской марки, выдают продукцию хорошего качества, невзирая на трудности. Ищут обходные технологии, экономят материалы и рабочее время... Однако «напряжение в сети» — напряженность производства, вызванная внешними причинами, достигает предельных критических значений. Окружность в системе «телевизор» в этих условиях превращается в эллипс. Качество продукции в системе «завод» недопустимо снижается.
 Телевизор выключают и либо ждут лучших времен, либо ремонтируют. Остановить завод... Тут всплывает некая тонкость. Любому ребенку известно, что самым главным показателем работы технической системы «телевизор» является качество изображения. И совершенно естественно: телевизор, не обеспечивающий качества изображения, отключают. Самым главным показателем работы завода на сегодняшний день является количество выпускаемой продукции, процент выполнения плана. Остановить завод, прекратить поток низкокачественной продукции практически невозможно. Особенно в тех многочисленных случаях, когда нарушения качества не очевидны: снижение надежности (долговечности) из-за применения низкосортных материалов, плохой термообработки, некачественная сборка, недостаточная точность из-за отсутствия времени на регулировку и доводку прецизионных узлов и т. п.
 КС УКП явилась обобщенным опытом многих систем, разработанных и внедренных на предприятиях страны, начиная с 1950 года.
 КС УКП не вполне удовлетворяла производственников, исследователей, разработчиков и неоднократно дополнялась и совершенствовалась. Широко известны ее одобренные на государственном уровне Львовский, Днепропетровский и Красно дарений варианты. Однако положение дел с повышением качества продукции на наших предприятиях все еще неудовлетворительное. В чем же дело? Неужто научно обоснованные, глубоко продуманные учеными и производственниками системы управления качеством непродуктивны и несостоятельны?
 Рассказывают, что на одной из лекций по теории управления качеством Дж. Джурану, крупному американскому специалисту по вопросам качества, задали вопрос: «Какая система управления качеством наиболее эффективна?» Вместо прямого ответа Дж. Джуран сказал: «Прежде чем принять какую-либо систему управления качеством, первый руководитель предприятия должен сам себе честно ответить на вопрос, действительно ли он хочет, чтобы на его предприятии действовала система управления качеством. Если ответ будет утвердительным, любая система даст положительный эффект. Если же ответ будет неуверенным или отрицательным, ни одна из самых совершенных выбранных вами систем не даст положительного эффекта».
В этом мнении смыкаются понятия «система управления качеством» и «политика качества», не дающая отступить от избранного пути. Качество не терпит отступлений. Нельзя заявить коллективу: «Давайте-ка сейчас постараемся выполнить план любой ценой, а уж со следующего месяца начнем серьезно заниматься вопросами качества». Вера в искренность стремления руководства добиться радикального улучшения качества будет раз и навсегда потеряна.




 
Яндекс.Метрика