Метод основан на определении величины работы, затрачиваемой на разрушение образца при сосредоточенной ударной нагрузке. Испытание проводят на машине типа маятникового копра. Для измерений образцов используют тот же штангенциркуль ШЦ-1.
Образцы для испытания изготовляют (отливают) в форме параллелепипеда размером 30 х 30 х 100 мм в соответствии с принятым технологическим процессом на контролируемый вид изделий. По середине длины одной из граней выполняют U -образный надрез глубиной и шириной 2 мм. Надрез служит концентратором напряжений.
Образец кладут в специальный шаблон испытательной машины с установкой надреза строго по середине пролёта между опорами. Удар наносят со стороны, противоположной надрезу, в плоскости, перпендикулярной оси образца. Фиксируют угол подъема маятника в начальный момент времени и угол взлёта (у£) в конечный момент (Рис.6).
Работа разрушения образца (К) связана с углами и, её определяют по формуле:
где Р - масса маятника, кг;
L - длина маятника, м;
§ - ускорение силы тяжести, м/сек;
- начальный угол положения маятника, град;
- угол маятника после нагрузки, град.
Ударная вязкость (КСИ) определяется по формуле:
где К - работа разрушения образца, Дж;
Р - площадь поперечного сечения образца, м.
За окончательный результат принимают среднее арифметическое из трех измерений.